Это здание на Сретенском бульваре известно как дом страхового общества «Россия». Построенное в 1899-1902 гг., оно по праву считалось в то время самым красивым зданием в Москве. Построенный в стилистике позднего итальянского ренессанса, сейчас дом страхового общества «Россия» охраняется государством и является объектом Всемирного наследия Юнеско и памятником архитектуры.
Место, где находится здание, имеет длинную и богатую историю. До начала строительства дома здесь находился Театр общедоступных и народных представлений под названием «Скоморох» для простолюдинов. А еще раньше, в 18 веке, тут был старый почтамт, пока его не перевели на Мясницкую улицу, а также панорама «Царь-град». В 1899 году театр закрыли и отвели целый квартал под строительство доходного дома, в который решило вложить немалые средства страховое общество «Россия».
Дом проектировал архитектор Н. М. Проскурнин. По замыслу автора, здание должно было состоять из двух корпусов, соединенных витой кованой оградой (автор рисунка – архитектор О. В. Дессин). На главном корпусе, выходившем на Сретенский бульвар, было несколько башен, увенчанных куполами и остроконечными шпилями. Увы, время не пощадило здание. Ни купола, ни шпили не сохранились до нашего времени.
Дом страхового общества «Россия» был не только самым красивым, но и самым современным в техническом отношении в то время. Он был предназначен для сдачи внаем только очень состоятельным людям. Даже нас не может не удивлять тот факт, что здание было оснащено собственной нефтяной электростанцией, которая не только освещала квартиры, но и приводила в движение лифты, котельной с 8 котлами, системой принудительной вентиляции, которая одновременно фильтровала и увлажняла воздух, и собственной артезианской скважиной. Квартиры были оснащены всеми удобствами в виде ванн и туалетов. В каждой квартире была кухня с плитой и мойкой. Собственные прачечные в подвале и на чердаке довершали список удобств.
После революции 1917 года здание было отдано различным организациям и учреждениям, которыми быстро обросла новая власть. Здесь располагались, одновременно и по очереди, Главное артиллерийское управление Красной Армии, Российское телеграфное агентство, Политпросвет, Народный Комиссариат просвещения – детище Н. К. Крупской. Здесь были также редакции многочисленных газет и учреждения, управлявшие искусством. В одном из них, Литературном отделе, работал Михаил Булгаков после своего переезда в Москву и описал его в своих «Записках на манжетах», а вскоре был уволен оттуда по причине расформирования. Говорят, что именно эти окололитературные организации и изобразил Маяковский в своем сатирическом шедевре «Прозаседавшиеся». Часть квартир была отдана под жилье советской элите, в основном партийным функционерам и научной интеллигенции.
С появлением богатых людей в начале 90 годов многие квартиры были перепроданы и отреставрированы. Круг замкнулся. Когда-то построенный для проживания состоятельных людей, дом через 90 лет вернул себе славу элитного жилья.